Пустогачева Анна Макаровна.

Горно-Алтайск, 2017

 Асель: Герасимова Асель Вячеславовна, факультет алтаистики и тюркологии, 3 курс, 535 группа. 2017 год.

Дочь: Как тебя зовут, Аже.

Анна Макаровна: Пустогачева Анна Макаровна. Ноябрь айда 85 ϳаш болор. Чыкан ϳерим Курмач-Байгол деп ϳер.  Jе бис Курмач-Байголдыҥ школында ÿренгемис. Сőőк мениҥ «Кара-Тőвőн» болорым…кара-тöвöн. Адамныҥ сőőги «Кара-Тőвőн», а сőőк анамныҥ «Кÿзен».  Курмач-Байголныҥ ϳети классты тоскон соонде, бис Горно-Алтайскке деп ϳоктыжалкеп ϳайу келгемес. Туу Курмач-Байголдын Турочаккадын ϳайу келдис. Турочакта документ ϳок чыкан ϳылныҥ, анны Барнаулза архивса чий ийеверкеп, Турочакта каравас. Документер келевенде бис, меҥ эчем Анастасия Макаровна, мен, Ульяна Пликарповна, ол тушта Сумачакова, эмде Арбажакова. Пере Корвычса келгемес, ол тушта Бия-суу, бистиҥ тилле «Öн» деп адалтен… «Ӧн» … «Öн» сууде дезе, ол тушта мосто ϳок, а кижлер айткан: «Јарга баркып, карап очорлор, канду-канду рыбак, балыкчи кижи кевеле барса, суралар слерне сууле кечирсарзын деп».  Пыс айде ϳарым тÿш очоргомыс ϳарда. Аҥсондо кӧрзовыс бир кижи ӧрӧртын кевеле келтит, бис кыйгырып, коларыс ӧрӧ кӧдÿрип, келевен.

- «Пысте ойынза экичсал» - девис.

- «Је кажы ла кижи, кем ле болзо, пыр салкойдон берзер, экичсарым» - дийт.

Ол тушта пир салкой кыйват акша. А пыс только экичсал ле деп пир салкойдон перимис. Пысте «Öн» сууне экичсан. Андын пыс келип, ϳолга эки ϳерде конгомыс. Городко келгенде педучилище деп угне тавалкеп, эме ол у эмеда турϳит. Ана киркеп директор Покмаков Иван Иванович деп кижи, кӧран пысте айтит: «Опозданием приехали» - дептит.

А пыс айтыс: «Колхоз божытпан, кыра иш иштейтен, болуштан. Вот онайто, опоздали» -  деп айтмыс.

- «Је ладно кӧрӧр, кайдет ÿренерзер, ϳакшы ÿрензер-артырсарбыс, комый ползо-нянырзар» - дептит.

Пысте первый уроко, класска суксан, класста парта саин ÿч-тӧрт баладын очоптор, най толо кижлер. Андын Уля ле биске олтончик алпеныр (табуретка), пыс Ваня Жуков чилап тизлектывал очывалдыс.

Первый уроко узуун казак киркен.

- «Математика. Арифметика» - дептит.

Доского кеен почерекле первый вариант, экинчи вариант чийсан.

Мен первый вариант, Уля экинчи вариант толийтен. Первый задача, экинчизи узуун пример, онда квадратный, фигурный, простой, скобкалар узун, узун. Аҥ кыйенде уравнение толийтен. Уравнение сонде график чертить этен. Је кӧдрӧлӧ пыске таныш, пыс уланы уныптырыс, школдо ÿренген кижи. Толамыс, толамыс, толамыс. Тетрадьтарны сдавать эдимыс. Ма задача туштаган, ма ϳеҥил, анда тыҥ санантан неме ϳок. Чийкеп, сдавать эдидевыс.

Эртен ол казак кел киркелде.

- «Вы говорит меня удивили!» - дептит.

Пежен кижедеҥ ажыра очоптон кижлер-элÿ кижи.

- «Очень плохо написали!» - биске деп айтит.

Аҥ сондо песле чийтит оценкаларны журналга: двойка, единица, двойка, единица. Чийген, чийген, чийген журнал тозылпанде айтит: «А где моя четвёрка?». А кӧрзӧм тӧрт менде полтыр. Ол ло пежен кижедеҥ ажыра кижлерде, няҥысла менде тӧрт. Мен колток кадына сугалкып, тууртым.

- «Я спрашиваю, где четвёрка?» - дептит. Мен туркелдим.

- «У меня» - дедим.

- «Как фамилия?»

Я говорю: «Пустогачева!»

- «Здесь в журнале Пустогачева есть! Как имя, отчество?»

Я думаю, раз учитель сураптит, надо ответить.

- «Анна Макаровна!» - дедим.

Аҥ сонде: «А где тройка?» - дептит.

А Ульяна Поликарповнеде тройка. А троек всего было три, четыре.

- «А тройка, где одна потерялась?» - дептит.

Уля туркелде.

- «У меня!» –дептит.

- «Как фамилия?»

- «Сумачакова!»

Вот аҥ сонде бистиҥ оолар, пысте дразнить начали: - «Анна Макаровна!»,

- «Сумачакова!», кайдала парса пысте айдет айдерлер: - «Анна Макаровна!», - «Сумачакова!» деп. Даже бис ма например онай надоело.

Айде ÿренгеместе, ϳакшы учителер, а орусла ϳакшы ундывис, анале ϳоктыйтен. Мене ϳокто деп литературала образ коробочканыҥ. Мен анны ϳоктып анда «пошёл» ле «нашёл» ле.

- «Это про кого она говорит?»

 Я говорю: «Как про кого?! Про Коробочку!».

- «А почему пошёл? Она же женщина!» - деп айтылар.

А мен: «В алтайском языке, нету говорю родов».

- «Ишь, какая!» - дешлер, - «Боевая».

Анайта ÿредип. Нояборский байрамда ÿч курстын в начале ϳякшы улустарны кычырып. «Третий курс группа класс, экинчи, первый тÿшкенде Уля айтит: «О! Щас пыске благодарность берер» - дептит.

Мен айтым: «Каразаҥ ϳакшы, ещё педущилищеден сÿретен деп айдар. Пысте потому что пир ϳÿс элÿ салковойдоҥ акше тőлийтен, а пыс акша тӧлӧн ϳок».

Айде очыптевыс.

Фамилилерне кычырган, кычырган, кычырган айтит: «Благодарность директордиҥ Пустогачевой Анне Макаровне, за хорошую учёбу» деп.

Уля айтит: «Вот айткам, айткам сене!».

Оноҥ «Сумачаковой Ульяне Поликарповнага благодарность». Пыске дезе андый грамота, чазын берген.

Байа пысте дразнить этен оолор «Дай пять, дай пять», эзенечлер.

 Вот ойтоло педущилищеден начали и кончили. Эки ϳылга пыске направление бергенер Улаганский район. Уля ла бис Улаганский районыла бара, ол тушта автобус ϳок, попутный машина тыҥдаза керек. Кÿнзаин ле Алтай торыктыҥ родственницазын базазынза партыс.

- «В Улаган машина есть?»

- «Нет»

Эки, ÿч кÿн ϳорговыс. Аҥ пыр шофёр айтит: «Я сегодня поеду в Улаган». Пыс олга:

«Пысте ле абыр» - дептисте.

- «Абарам, абарам» - дептит.

Кӧӧп тараларны шоксан, каптарныҥ сыртынза палатка тарсан, верёвкала, канатла öрöпсан.

- «Лезь анаре» - дептит.

Анара чыкпаркеп, каптарныҥ сыртында очоптырыс. Айде парып Онгудайда конгомыс. Онгудайден барып Акташса паргамыс. Акташтын еще конгон сонде, еще андынаре партавыс кӧлӧрлӧ, анда «Красные ворота» дештилер, аны ӧдалып Улаганза партыс. Кӧлӧр, кыйынде ϳолы партит, а пыс дезе, машина силгензе ле кижи анаре ϳугулпарердеп, верёвканы тудунсал партавыс. Аҥ сондо ол кӧлнӧҥ кыйында крест туртит. Јоктыплар «Пыр куртияч машинадын ажып, мынде ӧлкан».

Пыс айде ӧрӧлын аре паре Улаганга ϳетис. Улаганда дезе пысте Крачнаков Захар Александрович, пыстыҥ земляк Курмач-Байгольский кӧрал эзенечтит.

- «Пустогачева кем?» - дептит.

- «Мен!» - дем.

- «Адаҥды билерим, анаҥны уҥныптым. Сен кем?» - ден.

Уля айтит:

- «Сумачакова Ульяна Поликарповна!»

- «Ааа! Сеҥ адаҥ тоже райондо иштен, уҥныптым, знакомый».

Пысте дезе апартит боиныҥ уйынза. Келгемис эки кичеч улач темен ϳортлыр.

Казак кат, орус кат болтор.

- «Екатерина Кузьмовна!» - дийт.

Захар Александрович айтит: «Вот мои земляки, никогда у меня в гостях не были. Уважай» - эменге наказ персалде.

А пыс дезе районоза паргамыс. Щербаков Александр деп кижи заведующий.

- «Ја учителер биске керек, школордо ϳетпит».

Эмде приказ чийтит. Пырсе Турадум, пырсе Кӧӧ деп деревня паратын.

Аҥ сонде пыс айтыс:

- «Пыс печ класстын бери кожо ÿренгемес, пысте пыр школза ийлер».

Ол айтит:

- «Неет девчонки дружба-дружбой, служба-службой» - деп.

Эртен ÿредÿчилер конференция ϳÿÿлгенер. Карл Андреич Пустогачев пыстыҥ анарте директор болгон Курмач-Байголдо, оо! меҥ най знакомый болгон.

- «Је всё мен Чолышманныҥ школында директор болтым, ана барак?».

Пыс приказ аламыс, турале олза паратын.

- «Прикастарыҥ пер!» - дептит.

Пыс перимыс.

- «Је парак кожо!».

Келдис.

Ол Щербаковке айтит:

 - «Это мои ученики, я их учил! – дептит, орустаптит. «Я их разрешать не буду, я их себе в Чулышман заберу».

Озон: «Я приказ уже написал, как же - нет»

Ол айтит: «Дай мне приказ, я прочитаю!»

Приказте ары, бери, крестевеле арыйле. Мен кайкагам, ол директор кижи канай заведующийдиҥ приказты может… Былар оказывается друзья были, керек болсо, олор мынайта бийтен. Оныҥ учун, без всякого крест торгузты, пыске приказ чийперде: «Выпускнику педучилища Пустогачевой, Сумачакову направить в Чулышманскую семилетнюю школу».

Щербаков кӧргӧн, кӧргӧн: «Вы что делаете, учителей в других школах не хватает, а вы всё нарушили» - дерде.

- «Неет это мои ученики, я их заберу!».

Бир де заведующийне укпийт. Вот так вот мы оказались в Балыкче.

Верхом ехать на коне Аттыҥ Кату-ϳарык страшным оказался, бир ортозында таш как плита ошкош.

- «Корокполор, корокполор, аттар ÿренкан, аттар оҥноптер, аттар бирда ϳугылвас» - дептит.

Пеш метр керезе ϳер, ϳалвак таш, аттар ток, ток, ток эдалкеп кен парийнер.

«Мен аттын тÿшпаркелеп, ϳайу барым», - дезем.

- «Јак, ϳак, корыкпа, корыкпа, таштар, кöргöндö бистиҥ ÿстинде, ол тушта  страшный скала, ϳоллор, кайа таш. Ол кайа ташты ӧдалып, Кӧӧ тӧгӧн деревняга ϳедип, анда чайлывал, андынаре Чолышманга ϳеткемис.

Чолышманда ма первый классла, ÿч классты перды, Уляга эки классла, тӧрт классты перди. Школ эки ϳара. Кайруде тӧрт класстыҥ ϳети класска ϳетире. Балыкчи деп деревнеде начальный класс. Пысте начальный класска.

Кöрзö бис бир эки ϳедиле кайрудыҥ оргомыс. Суу нян Чулышман. Кеве эке койыкту эдал кежетен. Керек та ϳок пысте экичтит та экичтит.

Аҥ сонде пыске пыр уг пердлер (квартира), пирле комнатный, ижинде бир да неме ϳок. Је пыс кирпар, кайдын да ма агаш кровать тавадлер, Уляга тоже. Эме анде ϳатывыс экеле. Нян кеве, кеве дезе бистиҥле печка. От салтын. Пыске привычно.

Чолышманыҥ кижлери матап сикерекчи, сарынчи ϳакшы улустар-веселый. Кеч ле кирзе, клуб кинде кőӧп. Анде электричество ϳок. Керосин божыгоныш келеле пыске училелерге керосин пертер уштапка урсан.

Бисте сураптлар: «Керосин перзер, вечер устраивать». Мен уштап алкеп тудавем.

Ортоволкоп парин. Мен бодогом, «Оооспади! Оноҥ пир пудыла еще орыкалтан, барыла лампага уралкеп, целый вечер ϳалдырып, ойноп, ойноп.

Биидечилер кошту. Гармонистер анда. Биидичи Никифор деп, где-то пежен ϳашка ϳеткан. Боиныҥ ӧдӧ, секирип, айначып секирди. Анда Егор пыр деп гармонист, ковысте гармошкене кавалзе, тана ле кӧринтит, кичеч бои. Анда гармонистер кӧп болгон. Синовьев – орус, Степан деп орус ол, тоже гармонист. Василий Василич Арбранаков - ÿредÿчи, тоже гармонист. Карлагашев Николай, тоже гармонист. Селиш, селиш ойноп билер. Танцевать эдип ϳат: «Барыня, барыня!» деп танцевать нертен. Андын вальс, деп ойноптер. Пыр ул келеле мене «Jее, городтыҥ кижи байа ла вальсты билерер, танцевать эдере парак», - деп.   А мен вообще танцевать эт билбес. Буудым ору, ол тушта еще. Је пардым ары бери ϳакшы танцевать эдалдым, мене айландырды. Вальс…

Је айде учебный ϳыл тозолгондо няндыс.

Чолышмандын айылыма нянып, летний каникулда, отпуск провела. Оноҥ дезе пыс катап баргамас. Уля Суранашта 25 километр бистен Байголдон. Јанды угза. А мен Курмач-Байголде.

Курмач-Байголдо анный апчач айтит: «Чолышманга мен слерне апарсаларым. Бийкеге ϳетире ϳайу барарыс, оноҥ Яйлу, Яйлу ден Кевеле чыгарыс». Анде Балыкчиде болгон апчач болтор, аҥ уулы Семен Пустогачев, анде 36, 37 ϳыларда школдо иштентит.

Бийка конгомыс. Мениҥ анам кожо, мен, Анный апчач, еще Валя Трапеева кожо. Тӧртӧле Бийкеге парып коналкеп, андынаре Анный апчач пысте ϳайу абартит Бийкеден-Яйлуза.

- «Јол угнептым»,- дептит.

Апарган, апарган, апарган, апарган анде «Он сегис ле километр, рак эвес»,- деп. Обедкедын паргамыс. Мен онай кажется бир ϳÿс километр баримыс.

Ол кым апчач оказывается эмеш азилтер, ϳолны ϳакшы унывин ϳоро, ϳоро, ϳоро! кÿч чыккан!  Бир ϳерге «Jе мында туштаветен, агаштыҥ тӧзина очовалкеп. Эме ургун няҥмыр ϳактит, ҥай чÿлÿгавыс. Эм кайде болтын?»

Ол дезе агаштарне тавал экелип, от салийди. Онаҥ анамда кожо… Апчач тос сойал эгелкеп анны тӧзӧч эдип, посуда эдалде. Суу уралкеп, отка турузты.

А пыс Валяла катырдыс: «Бу карган кижи, карганчи тос кÿйетене канайты билбес пон».

Ол дезе сÿйезе кайнап чыкан, озон дезе каратыҥ агажын салийды. Изÿ, ϳакшы чай эдал иштит.

- «Ичерзер ва?»,- деп айтит.

- Ичерес.

Пыр стакандын чай ичалдыс. Бис ол апчачте савактеп, каткыртыс.  «Бу карган кижи тос кÿйетен отка кайт ондобос». Наоборот ол апчач тостон ло пасуда эдалкеп, чай азалде.

Андынара бара, бара, бара кырга чыккамыс айтит: «По мӧшкоӧ чыксаҥ, дептит, Анна. Боло мында болзо керек Кӧл». Јÿрÿк мен чыкпаркеп Алтын Кӧл анде, кен кӧринтит.

- «Мында ла болтыр» - дем.

- «Је, ϳе сагыжыма киртит, мында ла болор керек».

Андын тÿжип Алтын Кӧлгӧ келип ϳетис.

Анда куртияч туу качан Шокшада ϳаткан, меҥ анамны танады, апчачты таналды. Коналдыс мында. Эртен Чолышмангадын эме Кӧл-лӧ барза керек.

Јар ла бас ϳорторыс. Кижлерден сурптыс: «Чолышман бартын киже пар ва ϳок па?».

Айтылар: «Боло апчач парайт».

Парала сураптарыс:

- «Вы нас увезёте? До Балыкчи».

- «А че?! Увезу, если вы веслами будете работать, мне мотором надо управлять и вёслами».

  Энем отуралды, ол апчияч очывалды, мне, Валя дезе, ойто Яйлуден Артыбашса бара арткан, Артыбашта ажазы председатель болтит. Валя ϳарате туркалде, пыс кевеле партыс. Паргамыс, паргамыс, келеле, ϳакшы, апчач рулить этит, а мен дезе весло де. Баргамыс, баргамыс, анда вдруг салгын верховка, салгын кыртит. Апчач сӧнпарды, (обрадовался и говорит): «Вот помощница мне, - дийт, хоть мне отдохнуть». Салгын дезе абыртит. Паргамыс паргамыс беляга ϳетис, анду ле волны ком келип ары-бери пысте шаптит. Мен прямо корыктым. Беляга барып ϳарга чыкпар, кӧрзӧм ол ло сугза киртен эвес.

 Оҥ сонде апчач айтит: «Је эме белядын одурала кечсерек, сегис километер», - Кырсай деп ϳерза.

Меге айтит: «Је мен кечерем, слер кечерзерва или кечвесерва?».

Куда денешься? Јайу паравысын Кӧлло. Анам очырды, мен очывалдым, апчач чилап бажына ϳадалды. Ол апчач кевезене рулить этит. Сайга чыкпардыс. Деревне де ÿч ле керезе тура туртит. Јетпар, анда кондывыс.

- «Андынары Балыкчи недалеко пеш-алты ле километер».

Онда оналкып, эртен пысте апырсан орус оол. Бар ϳетпардыс. Ол пыстыҥ полтыра алсан уге бар киргемис. Jк анда ϳадып, аннам парып всякий пудактарны ϳавып, одыҥ эт пыске эгилвертит.

Вот первый ϳыл айде, Чолышманга ϳеткелдис.

 

В ноябре будет 85 лет. Родилась в Курмач-Байголе. Учились в Курмач-Байгольской школе. Сőőк у меня «Кара-Тőвőн». Сőőк у отца - Кара-Тőвőн, а сőőк мамы - Кÿзен. Когда закончили 7 класс в Курмач-Байгольской школе, мы договорились пойти в Горно-Алтайск. Из далекого Курмача шли пешком до Турочака. В Турочаке не было документа того года, мы тогда в Барнаульский архив написали письмо и отправили, как только отправили, ждали в Турочаке. Когда пришли документы, я со своей тетей Анастасией Макаровной и Ульяной Поликарповной (Сумочаковой), теперь Арбажакова. Пошли в Корвыч (старый Курмач). В то время река Бия на нашем языке назывался «Öн». В то время не было моста и люди говорили: «Идите к берегу и ждите, пока, какой-нибудь рыбак не пройдет и просите, чтобы помог через реку перевести». Мы так сидели весь день, смотрим, идет рыбак, кричали, поднимали руки, он подошёл, мы его попросили перевести нас на ту сторону. А рыбак говорит: «Вы мне если каждая по 1 рублю дадите, я вас переведу». В то время 1 рубль это было дорого. Но только для того, чтобы он нас перевел, мы ему дали по 1 рублю. Он нас перевел через «Öн» реку. Потом мы шли дальше в дороге ночевали в двух местах.

Когда дошли до Горно-Алтайска, здесь нашли здание педагогического училища. Теперь это здание все еще стоит. Зашли туда.

А там директор Покмаков Иван Иванович, увидел нас и говорит: «С опозданием приехали?»

А мы отвечаем: «Колхоз не пускает, нужно пакосы работать, помогать, вот и опоздали».

Он отвечает: «Ну, будем смотреть, как будете учиться? Хорошо будете учиться - оставим, плохо будете учиться - домой поедете».

Нас посадили на первый урок, в классе за партой сидели по 3-4 человека. Людей было очень много. Там мне с Улей дали стул (табуретку), мы сидели на коленках, как Ваня Жуков. На первый урок к нам зашел высокий дядя, говорит: «математика, арифметика». Красивым почерком написал на доске 1 вариант, 2 вариант. Я первый вариант, Уля 2 вариант решаем. Первая задача, второй

Длинный пример, там с квадратами, фигурными, простыми скобками, потом уравнения решать, после чертить графики. Нам все знакомо, мы умеем решать, нас этому учили в школе. Решали, решали, решали. Потом сдали тетради. Мне задача попалась легкая, там даже думать не надо. Написали и сдали. Утром зашел дядя. «Вы говорит меня удивили, среди 50-ти человек, все лентяи, очень плохо написали». Взял журнал стал ставить оценки: единица, двойка, двойка, единица писал, писал. Список журнала закончился и он говорит: «а где моя четверка?». А я смотрю, а четверка у меня. Среди 50-ти человек, единственная четверка у меня. Я стою держу под мышкой тетрадку.

«Я спрашиваю, где четверка?» - говорит он.

Я ответила – «У меня!».

- Как фамилия?

- Пустогачева!

- Здесь в журнале Пустогачева есть!

- Как имя отчество?

Раз учитель спросил, нужно ответить.

- Анна Макаровна!!!! - ответила я.

- «А где одна тройка потерялась?» - говорит он.

- Уля встала и говорит: «У меня!»

- Как фамилия?

- Сумачакова! - ответила она.

Потом наши мальчишки, стали нас дразнить «Анна Макааровна», «Сумачаакова», куда не пойдешь-дразнят. Мне надоело. Когда училась, были хорошие учителя, а по русскому плохо знала, как попало говорила. Меня по литературе учительница спрашивает: «Расскажи образ Коробочки!». Я рассказывала: пошёл, нашёл.

- «Это про кого она говорит?» - спрашивает учительница.

 

- Про кого? про кого? - про Коробочку.

- А почему пошёл? Она же женщина.

- А я говорю, что в алтайском языке нету родов.

- Ишь какая, - говорит -, «боевая»!

На ноябрьских праздниках, с 3 курса зачитывали лучших студентов, потом 2 курс, дошли до первого курса.

- Уля говорит: «Сейчас нам благодарность дадут».

- Я говорю: «Жди, Жди больше! Еще с педущилища выгонять нас скажет, потому что нам 100 рублей нужно платить, а мы не платили, так и сидим».

Читал, читал фамилии и директор говорит: «Благодарность Пустогачевой Анне Макаровне за хорошую учебу».

- Уля говорит: «Вот говорила, говорила тебе!»

Потом Сумачаковой Ульяне Поликарповне благодарность. Нам дали грамоты. Мальчишки, которые нас дразнили поблагодарили, протягивая руки: «Дай пять, дай пять».

Вот и закончили учебу в педущилище. Дали нам направление в Улаганский район. В то время не было автобусов, нужно было искать попутные машины. Два или три дня искали машину, но потом шофер один говорит, что поедет сегодня в Улаган. Мы его увези только нас. Он ответил: «повезу - повезу». В машине много чего было. Мы сидели сверху каких-то мешков. Доехали до Онгудая и ночевали там, потом в Акташе ночевали, поехали дальше, а дальше были лужи, там красные ворота объехали. Мы в машине ехали, нас трясло, нужно было держаться за веревки, чтобы не упасть. Едем дальше, а там навстречу стоит крест. Рассказывали люди: «Что здесь одна старушка умерла, когда упала с машины». Мы ехали дальше мучаясь, когда доехали до Улагана, в Улагане Крачнаков Захар Александрович, наш земляк Курмач-Байгольский увидел нас и стал с нами здороваться.

- Он спрашивает: «Пустогачева кто?»

- «Я!» - ответила.

 

- Я знаю твою маму и папу.

- А ты кто?

-  Сумачакова Ульяна Поликарповна!

- Ааа! твоего отца я тоже знаю, работал в районе, знаю его.

Нас ведет к себе домой. Двое маленьких мальчика бегают.

- «Екатерина Кузьмовна!» - говорит, поздоровавшись.

- Захар говорит: «Вот мои земляки, никогда в гостях не были, уважай.

Пошли в райано Щербаков Александр там заведущий.

- «Вот, нам нужны учителя, в школах не хватает». Пишет приказ о распределении в разные школы.

Мы говорим: «Мы с пятого класса вместе учимся, отправляйте нас в одну школу».

-Он отвечает: «Нееет девчонки, дружба-дружбой, служба-службой»

Утром учителя собрались на конференцию. Карл Андреич Пустогачев, у нас был директором в Курмач-Байголе, наш знакомый.

- «Ну все пойдемте со мной в мою школу», говорит Карл Андреич.

Мы взяли приказ и отдали ему.

Он говорит Щербакову: «Это мои ученики, я их учил, я их к себе в Чулушман заберу».

Они были друзьями, и без всякого нам написал приказ. Направить Чулушманскую семилетнюю школу.

- Щербаков смотрел, смотрел и говорит: «Вы чего делаете? У нас итак не хватает учителей в других школах, а вы все нарушили».

- «Это мои ученики, я их заберу» - сказал Карл А.П.

Он ни одного заведующего не слушает. Вот так мы оказались в Балыкче.

Верхом ехать на коне, страшно показалось. В одном месте камень, как плита. Примерно 5 метров. Кони прошлись, как ни в чем не бывало.

- «Я спущусь с коня, и пойду пешком»- сказала я.

- «Нет, нет не бойся».

 

Прошли мы это страшное место, острые камни, скалы. Дошли до деревни Чулышман.

Там мне дали 1 и 3 класс. Уле 2 и 4 классс. Школа в двух местах. В Кайру с 4 по7 класс, а в Балыкче начальные классы. Вот нам и дали начальные классы. Река большая Чулышман. Мы переходили, то с одной школы на другую.

Потом нам дали дом, с одной комнатой, где ничего не было. Нам нашли деревянную кровать, там и жили. Печка большая, а топить нужны дрова. Ну, нам это было привычно, вот и жили. Люди с Чулышмана, веселые пели песни, танцевали. Как только темнело, собирались около клуба много народу. Не было электричества. Нам учителям давали керосин, налитая в бутылку. У нас спрашивали керосин, для того чтобы вечер устраивать. Они всю ночь сидели, играли. Были гармонисты. Никифор ему лет 50, у него своя обувь, танцевал там. Егор-гармонист маленький такой нос только торчит.

Там много было гармонистов. Синовьев Степан русский парень, тоже гармонист. Один парень ко мне подходит и зовет танцевать. А я не могу танцевать, нога болела в то время. Но пошла, танцевала, крутилась.

Когда учебный год закончился мы поехали домой.

С Чулышмана вернулась домой на летние каникулы. Потом снова поехали. Уля в Суронаш домой поехала, от Курмача 25 километров. А я в Курмач-Байголе осталась.

В Курмаче-Байголе, Анный (дедушка) говорит: «В Чулышман я вас увезу, до Бийки пешком пойдем, потом до Яйлю, потом дальше.

Он был в Балыкче, его сын Семен Ануич Пустогачев, работал в школе.

- Переночевали вчетвером на Бийке, я, моя мама, Валя Трапеева, дедушка. Потом Анный- дедушка повел нас пешком с Бийки до Яйлю. Говорит, что дорогу знает. Около 18 километров говорит: «Немного!». Шли до обеда, а мне показалось, что прошли 100 километров. Дедушка оказывается дорогу не хорошо знал, устал и сел под деревом. Пошел сильный дождь и совсем промокли и что делать. Он нашел деревья притащил и развел костер. С береста сделал посуду, налил воды и поставил в огонь. Вот он старый человек, не знает, что ли, что береста горит. Мы стали смеяться над ним. У него вода закипела, он положил листья смородины и стал пить горячий чай.

Спрашивает: «Будете пить?»

- «Будем!» - ответили мы

Попили с одного стакана чай. Мы этого старика дразнили, что он такой смешной, смеялись. А наоборот этот старик сделал из береста посуду и попил чай.

Мы шли, шли дальше забрались на гору.

Говорит дедушка: «Залезь на кедр, вот здесь должно быть озеро». Я залезла и вижу вот-вот рядышком совсем, Телецкое озеро видно. Спустились на Телецкое озеро. Переночевали здесь у одной старушки. И утром к Чулышману, нужно было идти по Телецкому озеру. Ходим по берегу, спрашиваем у людей: «В Чулышман есть кто поедет?». Говорят, что вот старик должен ехать.

Мы подходим к нему и спрашиваем: «Вы нас увезете до Балыкчи?».

- «Конечно увезу! Если вы веслами будете работать! Нужно веслами управлять и мотором».

Мама села, дедушка сел, я и Валя осталась на берегу, ей к родственнице нужно было в Артыбаш.

Мы плыли, плыли, я веслами работала, а старик рулит. Вдруг подул ветер. Старик обрадовался и говорит: «Вот мой помощник». Поднял свой парус и поплыли дальше. Дошли до Бели, это такие волны, стало нас туда сюда болтать, мне было страшно, как бы, не упасть.

Старик, говорит: «Теперь до Бели нужно подниматься 8 километров. Ну, я буду переходить, вы будете переходить или нет?».

Я боялась, только не туда, в эти страшные волны. Ну пришлось, я и мама сели. Дедушка лег и другой дед стал рулить. Дошли до деревни там примерно три домика стояло, там ночевали. А здесь до Балыкчи не далеко 5-6 километров, сказали нам. Утром нас довез один русский парень. Дошли до деревни Балыкчи и зашли в тот прошлогодний дом, который нам дали. Пока мы здесь жили, мама всякие дырочки закрывала, дрова делала, привозила. Вот первый год так добирались до Чулышмана.